Минусинские старинные дома: прелесть города
Четверг — время погружения в историю Минусинска. По доброй традиции, сайт «Ракурс360» именно в этот день публикует краеведческие очерки Валерия Сергеевича Плехова.
Сегодня настала очередь славного материала, заставляющего задуматься над ценностью старых деревянных домов, под названием «Топорная работа»
«Все мы знаем современный смысл выражения «топорная работа». Так говорят о грубой, неуклюже сделанной работе, не задумываясь о том, что лет 100-200 тому назад отношение к этому понятию было иным. Ведь ансамбль на острове Кижи − это тоже топорная работа. Минусинские деревянные дома, которые оставляют основу старинной застройки, сделаны топором и пилой.
Продолжая разговор об особенностях внешнего облика старой части города, хочу вспомнить один эпизод из своей экскурсионной практики. Сопровождал я как-то группу младших школьников из Красноярска-26. Автобус шел по какой-то улице, я о чем-то рассказывал, поскольку за окнами не было ничего достопримечательного, а потом вижу, что ребятишки меня не слушают, а дружно глядят в окна − кто в левые, кто в правые, аж с мест привстали. Я в недоумении: чего они там нашли интересного? И тут их учительница объяснила:
«Понимаете, они никогда не видели деревянных домов. Если можно, остановите, пожалуйста, пусть посмотрят»!
Видели бы вы, с каким любопытством они разглядывали этот случайный дом! Обычный старинный бревенчатый дом, даже украшений никаких не было. Они разглядывали каждую деталь, прикасались к потрескавшимся бревнам, гладили их, задавали вопросы: из какого дерева строили, каким образом поднимали бревна, сколько этому дому лет, что это за железные штуковины болтаются возле окон. Я уверен, что они запомнили этот дом во всех подробностях. И ещё один пример. Однажды я попросил своего знакомого описать наличник окна в доме, где он работал. Он не смог сказать ни слова. А дом, между прочим, очень интересный − с массой орнаментов на ставнях, стенах и карнизах.
И вот теперь я думаю: так ли уж велика разница в знании города между впервые увидевшими деревянные дома детишками и нами, видящими эти дома ежедневно? А, может, наоборот, разница большая? Ведь они, маленькие экскурсанты, посмотрели, увидели, заинтересовались, запомнили. А мы? Смотрим, но видим ли? Видим, но возбуждает ли в нас интерес увиденное?
Уж так устроен человек, что привычное интересует его меньше нового, а потому и знаний о привычном у него, как правило, меньше, чем о новом. Мы всегда обращаем внимание на яркое, отличающееся от обычных окружающих вещей. Если речь идет о минусинских деревянных домах, то взгляд наш, конечно, падает прежде всего на сооружения необычной конструкции или их украшения (декор). Но основу старинной застройки Минусинска составляют как раз обычные недекорированные дома. Вот к ним-то прежде всего я и хотел бы привлечь внимание читателей. Ведь каждый дом — это и произведение (часто мастерское) строительного искусства, и памятник истории градостроительства.
От первого столетия существования Минусинска (т. е. со времен основания в 1740 г. до пожара 1873 г.) сохранилось лишь несколько домов. Это в основном здания, построенные в 30-60-х годах XIX в. в формах провинциального классицизма. Среди них дом декабристов Беляевых (с мезонином, на пересечении улиц Мартьянова и Набережной). Дом по ул. Комсомольской, 2, дом купца Гусева (ныне станция скорой помощи), дом врача Малинина на углу ул. Обороны и Гоголя (с колоннами, бывшая школа ДОСААФ, ныне частный дом).
Подавляющее большинство домов, составляющих ныне ядро исторической части города, построено (примерно за тридцать лет) между 80-ми годами XIX в. и 10-ми гг. ХХ-го. Может быть, разочарую читателя, но в архитектуре этих домов (не считая отдельных) соблюдены те же строительные приёмы и традиции, что и в деревянном зодчестве других старых городов Красноярского края. Дома, типичные для Минусинска, можно найти и в Енисейске, и в Ачинске, и в Канске, и в Красноярске. Но не в таком количестве, как в нашем городе, и с какими-то другими конструктивными элементами. То есть, то, что характерно для деревянной застройки Минусинска, не является определяющим для облика других городов края.
Лично для меня еще в детстве сложилось представление (оно остается и сейчас) об эталоне минусинского деревянного дома: бревенчатый, прямоугольный в плане сруб или пятистенок под четырёхскатной крышей, с тремя-четырьмя окнами по уличному фасаду длиной в 5-6 метров. Окна имеют раму с т-образным переплетом, двух-трех-филенчатые ставни и железные засовы с болтами. К дому примыкает заплот с воротами и калиткой с кольцом щеколды.
Разумеется, если бы весь город состоял только из таких домов, вид его был бы однообразен и уныл.
Поэтому естественно, что в Минусинске имеется несколько типов жилищ из дерева, которые, по сути, являются вариантами эталонного. Кроме одноэтажных домов, занимающих первое место по количеству, есть двухэтажные; кроме трёх- и четырехоконных по фасаду встречаются пяти- и шестиоконные; кроме срубов и пятистенков − крестовики и семистенки; кроме бревенчатых − обшитые досками. Есть, конечно, и другие типы домов, но они не характерны для города, хотя и дополняют его облик (например, дома очень большие − несоразмерные с окружающей застройкой; дома оштукатуренные, дома под двухскатной крышей). Ко всем этим типам я не отношу дома, модернизированные их современными хозяевами, в частности, обшитые рейкой.
Чтобы познакомиться с типами минусинских домов, достаточно пройти, не спеша, по одной из улиц старого города. Возьмем для примера улицу Красных Партизан. Ее деревянная застройка начинается с дома N 4, что напротив Спасского собора. Это классический (эталонный) дом-пятистенок в три окна, с остатком бревен за поверхностью стены (самый распространенный в Сибири способ рубки − «в обло», или «в чашу»). Ставни дощатые, без филенок. Рядом – другой классический бревенчатый дом, но уже двухэтажный, с прирубом для входа (вход в Минусинских домах всегда во дворе, с бокового или торцевого фасадов). Выступы брёвен закрыты досками (пилястрами) – деталь не характерная для необшитых домов. Пример показателен: дом под № 4 перестроен, а двухэтажный и вовсе снесен. И такие изменения произошли за последние годы повсеместно. (Прим. ред.)
Нечетная сторона улицы начинается со здания библиотеки музея (дом №1), где раньше помещалась женская прогимназия. За гладкими оштукатуренными стенами не сразу узнаешь в нем деревянный дом. Вид каменного сооружения подчёркивается также массивными выступами на главном фасаде, имитирующем каменные пилястры, и подкарнизными «сухариками», напоминающими кирпичные.
Потемневший от времени дом № 7 сооружен по образцу допожарных классических домов (возможно, он тогда и построен, т. к. точная дата его появления неизвестна, а специальные исследования не проводились). Дом обшит профилированными досками, окна с гладкими дощатыми ставнями подняты высоко над землей, а это значит, что здание имеет подклет – глухой нижний этаж хозяйственного назначения, имеющийся во многих минусинских (и не только минусинских) домах.
Богато украшенный декором огромный дом N 11 «а» рублен «в лапу», т.е. без выхода концов бревен за плоскость стены.
Перейдя ул. Кравченко, остановимся около дома N 15. На высоком подклете, в три окна с закрытыми гладкими ставнями, сложенный из массивных (до 40 см в диаметре) полубрёвен дом производит впечатление неприступного оборонительного сооружения. Эти конструктивные особенности вызывают представление об основательности, постоянстве и некоторой суровости его первых обитателей. Аналогичные особенности (правда, без подклета) имеет дом N 32, суровость которого несколько скрашивается орнаментом наличников в стиле барокко. Но художественная выразительность этих двух домов достигается не декором, а пластикой, простотой и основательностью строения. Такие дома производят впечатление монументальных сооружений.
И наоборот, внешний вид трехоконных классических минусинских домиков под номерами 17-23 проникнут духом уюта и некоторого лиризма. Заплоты, старинные ворота и калитки с кольцами уводят нас в мир тихой и провинциальной старины.
Характерен для Минусинской старой застройки и соседний двухэтажный дом (N 25), обшитый профилированным тесом. Привлекают внимание окна с треугольными фронтончиками, ставни не только на первом, но и на втором этаже (интересно, как они закрываются?), пилястры с накладным орнаментом и сохранившаяся железная крыша.
Пройденные нами два квартала дают довольно ясное и полное представление о характере минусинских домов. Я умышленно не назвал «неминусинские» дома, которые, впрочем, не очень влияют на общий облик уличного ансамбля. В целом же застройка минусинских улиц отличается удивительным гармоничным сочетанием домов друг с другом, несмотря на их внешние различия.
Минусинские старинные дома масштабны, т.е. соразмерны человеку, который чувствует себя в этой среде комфортно. Всегда поражает и идеальная соразмерность отдельный частей сооружения: фасадов, окон, крыши, толщины брёвен или ширины облицовочных досок и чувство меры в декоре. Любое осовременивание минусинских домов приводит к потере соразмерности, к нарушению гармонии ансамбля и, в конечном счете, может привести к потере исторического своеобразия города».
Как сообщалось, книга очерков В.С. Плехова «Неоконченная экскурсия» будет издана на средства выигранного агентством «Надежда и Мы» президентского гранта. Тексты автора в разные годы были опубликованы в газете «Надежда» («Надежда и Мы»). С января 2019 г. некоторые из них стали появляться в интернете. Этому с радостью способствует редакция сайта «Ракурс360». Мы убеждены в том, что история города должна быть доступна каждому жителю города. От знания родится еще бОльшая любовь к старинному, славному, пусть и сегодня скромному Минусинску.
Презентация книги «Неоконченная экскурсия» запланирована на март этого года.
Читайте также:
Старинный Минусинск: «город сей совершенно сельский»
Как жили минусинцы конца XVIII – начала XIX веков
От деревни до села: хроника Минусинска XVIII века
Загадка названия города Минусинск
Рождение Минусы. Когда, кем и почему был основан наш город