Троллинг. Драматургия сетевой игры
Что такое троллинг? В чем актуальность этого феномена? Чтобы понять интернет-троллинг, причины возникновения этого непонятного явления массовой коммуникации, мы попробуем рассмотреть его как игровой элемент современной культуры.
Предметом нашего пристального исследования стало относительно новое интернет-явление – троллинг. Из виртуальной среды оно успешно перекочевало в жизнь реальную. Границы этого понятия довольно размыты. В зарубежной и отечественной науке нет еще четкого, системного понимания, что же такое троллинг, по каким законам он живет, для чего необходим. Углубленное исследование феномена затруднено тем, что информацию такого рода технически крайне трудно обнаруживать и анализировать.
Первое упоминание о троллинге в научной литературе произошло в 1996 г. Американская исследовательница из Массачусетского университета Д. Донат использовала в своих исследованиях описание нескольких курьезных примеров из общения на форуме в тогда еще популярной сети Usenet. Донат первой подчеркивала двусмысленность идентификации в свободном «виртуальном обществе» [Donath 1996: 15]. В российской науке термин «троллинг» пока еще слабо закреплен, обращения к нему единичны, границы его значения размыты. Нам не удалось обнаружить этого понятия в русскоязычных словарях, но в сетевых энциклопедиях мы нашли 45 определений слова «троллинг». На основании собранных данных сформировано рабочее определение термина.
Троллинг (от англ. trolling – ловля рыбы на блесну, не путать с trawling – ловлей рыбы при помощи трала) – один из способов сетевого поведения, характеризующийся отсутствием любых моральных и этических норм. Социально-психологическое явление, зародившееся в 1990-х гг. в Usenet и достигшее максимального развития в конце первого десятилетия XXI в.
Троллинг – это провокационная деятельность интернет-пользователя, направленная на разжигание конфликтов с другими интернет-пользователями. Это постинг заведомо провокационных сообщений с целью получения негативной реакции пользователей. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем, что совпадает с названием мифологического существа. Запретных и табуированных тем у троллей нет: смерть известного актера, террористический акт, детская инвалидность, расовая принадлежность, непривлекательная внешность, религиозные убеждения – все может стать объектом насмешки.
Зачастую троллинг осуществляется с помощью особого коммуникативного инструмента – коммента. А коммент, в свою очередь, следует считать новым и, в то же время, фундаментальным для Интернета жанром.
Виртуальные сообщества симулируют непосредственное присутствие в общении, создают подобие социальной близости. Троллинг выступает здесь как симулятор реального конфликта, некой игры в конфликт. Симуляция скрывает отсутствие подлинной реальности. А если нет реальности, значит, нет и реальной ответственности за коммуникативные практики. Теперь же, когда следование нормам и исполнение ролей может быть виртуальным, теряющие свою власть над человеком социальные институты становятся образами, включающимися в игру образов и создающими некий карнавал. Участие в подобном виртуальном карнавале, виртуальной ролевой игре позволяет человеку реализовывать свои самые сокровенные, потаенные желания, быть самим собой. Ведь, как писал М. Бахтин, «всякое празднество – это очень важная первичная форма человеческой культуры» [Бахтин 1965: 11]. Сетевой карнавал не знает пространственных границ. Участник этой интерактивной сетевой игры может выбрать роль, которая в наибольшей степени соответствует его внутренней сущности.
Любой сетевой провокационный карнавал предполагает творческое отношение к сценарию игры, похожему на сценарий трансакционного психоанализа по Э. Бёрну. Троллинг – как и бёрновская игра – серия «последовательно дополняющих скрытых трансакций, приводящих к четко определенному предсказуемому исходу. Иначе говоря, это набор повторяющихся трансакций, внешне благовидных, с замаскированной мотивацией, или, если перевести на человеческий язык, – серия ходов, содержащих скрытую ловушку или подвох» [Бёрн 2013: 38]. Ловушка и подвох здесь выступают движущими силами сетевой игры в конфликт. На чем основывается эта игра?
В своем исследовании “Homo Ludens” (Человек играющий), опубликованном в 1938 г., Й. Хёйзинга рассматривает природу и значение игры как явления культуры, выявляет основные признаки и культурную ценность игры в жизни народов различных исторических эпох, анализирует игру в разных сферах человеческой деятельности: игра и война, игра и искусство, игра и правосудие.
Хёйзинга рассматривает игру в нескольких аспектах:
– как вид деятельности;
– как форму происхождения культуры;
– как обязательный элемент всякой культурной активности;
– как движущую силу развития культуры.
Главный признак игры по Хёйзинге – это, прежде всего, свободная деятельность. Также игра ограничена особым местом действия и продолжительностью. Каждая игра подразумевает пространственные и временные рамки. Кроме того, она имеет замкнутый цикл, «внутри которого происходит подъем и спад, завязка и финиш. Поэтому в игру вступают, но и заканчивают» [Хёйзинга 2011: 34].
В игру вступают сознательно или бессознательно, но по добровольно принятым правилам, которые существуют вне сферы материальной пользы или необходимости. Общее настроение игры – это «отрешенность и воодушевление – священное или просто праздничное. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения, и несет с собой радость и разрядку» [Хёйзинга 2011: 37].
«Священный ритуал» и «праздничное состязание» – это две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра и в игре. Игровое пространство создает внутри себя свой собственный внутренний порядок. Можно сказать, что игра делает порядок, отчасти игра и есть порядок.
В соответствии с целями появляется два основных типа игр: соревнование и представление. Хёйзинга утверждает, что любая игра, с одной стороны, представляет борьбу за что-то. С другой – соревнование за то, чтобы лучше представить нечто. Две цели взаимопроникают и подразумевают друг друга. А в конкретной игре на первый план все же выходит одна из этих целей.
Истинная культура требует честной игры, следования правилам и морально-этическим нормам поведения. Нарушение правил разрушает сам принцип игры и ее базовые цели.
Троллинг – это чистая, честная и искренняя игра в отрицание правил, предусмотренных в сетевом сообществе. Самозабвенное
состязание, некая игра в вызов, в бросание перчатки, пощечина, игра в пренебрежение общечеловеческими ценностями. В таком случае троллинг вполне вписывается в концепцию игры Йохана Хёйзинги.
Что необходимо, чтобы стать полноправным участником игры? Во-первых, удалиться от обыденного мира («внутри установленных границ места и времени»), во-вторых, создать твердые правила и соблюдать их, в-третьих, не преследовать каких-либо целей и скрытых выгод, в-четвертых, игрой надо наслаждаться, если игра не дает участникам чувства удовлетворения и радости, то она обречена на исчезновение.
Немецкий культуролог Ф. Юнгер подтверждает выделенные ранее принципы игры Й. Хёйзинги и концептуализирует «три рода игр»: первые – основанные на счастливом случае, вторые – основанные на искусности, третьи – основанные на подражании, предугадывающем или копирующем [Юнгер 2012: 335]. По сути троллинг объединяет все эти три рода.
Один из самых ярких последователей Хёйзинги – французский философ и культуролог Роже Кайуа. Основным принципом исследования Кайуа становится определение сути «игрового инстинкта»: именно так он определяет четыре типа игр: agon – состязательные, alea – основанные на случайности, mimicry – подражательные, симулятивные, ilinx – головокружительные» [Кайуа 2007: 304]. И здесь троллинг вбирает в себя все четыре типа игр. Троллинг выступает как бы квинтэссенцией сетевой игры.
Следует отдельно упомянуть о принципе анонимности троллинга. В эпоху постмодерна человек погружается в виртуальную реальность симуляций и во все большей степени воспринимает мир как игровую среду, сознавая ее условность, управляемость параметров и возможность выхода из нее. Интернет – средство трансформации личности как социокультурного и исторического феномена. Виртуализируется не только общество, но и порождаемая им личность. Таким образом, это не может не привести к разного рода отклонениям и девиациям личности в Интернете.
Превращение в последние десятилетия ХХ в. социальной реальности в эфемерную, нестабильную, описываемую постмодернистским принципом anything goes, явно взаимосвязано с возрастанием роли в жизни людей различного рода симулякров – образов реальности, подробно описанных Ж. Бодрияром. Общение через Интернет как раз и привлекало обезличенностью, а еще более – возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность. Анонимность дает свободу от ответственности за нарушение ролевых ожиданий, обусловленных статусом человека.
По мнению первой исследовательницы троллинга Д. Донат, троллинг – это «игра в подделку личности, но без согласия большинства игроков, не сознающих участия в этой игре». Чтобы понять троллинг и причины возникновения этого явления массовой коммуникации, его строит рассмотреть как игровой элемент современной культуры. Интернет-провокация – как ответ общественной пользе, постоянному прогрессу, научным открытиям. Именно как ответ, пребывающий в плоскости игры симуляций. Если пользователь слишком серьезно относится к абсурдным комментариям и обижается на оскорбления троллей – их цель выполнена. «Соединение священной серьезности с дурачеством и притворством» [Хёйзинга 2011: 58] характеризует интернет-провокации.
Не всегда троллинг – абсолютное зло и искажение коммуникации в сетевом пространстве. Как сказал Е. Лец: «Ирония восстанавливает то, что разрушил пафос». В нашем случае этим в каком-то смысле занимается троллинг. Его можно рассмотреть как особую коммуникативную ситуацию в интернет-пространстве, похожую на игру с позиции концепции языковых игр Л. Витгенштейна, который утверждает, что «язык есть игра в чистом виде». Эта коммуникативная «игра» имеет границы, которые определяются кругом участников, целями общения, фоновыми знаниями участников и, соответственно, специфическими словарем и грамматикой. Язык – ключевой структурный элемент троллинга. Исследование речевых стратегий троллинга в лингводидактическом аспекте может стать целью дальнейших исследований.
Артем Олегович Земцов
Саратовский государственный университет, студент
Научный руководитель д. филол. н., проф. А. Н. Зорин