Как минусинское образование поддерживали меценаты
Продолжаем разговор про меценатство и благотворительность в Минусинске во второй половине XIX — начале ХХ веков. Одним из направлений, куда охотно жертвовали свои деньги меценаты, стало образование. В XIX веке и российское правительство начало уделять особо внимание образованию, поэтому такая тенденция в области благотворительности вполне объяснима.
Помощь оказывалась как учебным заведениям, например, на строительство здания или его ремонт, создание библиотек и приобретение учебной литературы, так и учащимся, студентам. Для них учреждались именные стипендии[1], оплачивалось обучение, предоставлялись продукты питания или одежда.
В 1850 году в Минусинске было открыто приходское училище.[2] Так вот здание, в котором изначально оно располагалось, было пожертвовано минусинским купцом Прокопием Федоровичем Беловым. Само же училище содержалось за счет средств населения, и в том же 1850 году было потрачено 300 рублей на жалование учителям, содержание библиотеки, приобретение учебных пособий и другие нужды.[3] Если основываться на ценах того времени, то эта сумма равна 33 месячным зарплатам работника-мужчины в сельском хозяйства (с учетом затрат на питание).
В 1885 году иркутский купец Иннокентий Михайлович Сибиряков приобрел книги и необходимые учебные пособия для девяти училищ Минусинского округа общей суммой 500 рублей.[4]
А вот 9 сентября 1880 года в городе была открыта женская прогимназия. Здание, в котором она расположилась, также было подарено местным меценатом – купцом 1-й гильдии Иваном Гавриловичем Гусевым.[5]
Активную роль в привлечении частных средств для развития Минусинской женской прогимназии играл организованный при ней Попечительный Совет. В его состав входили люди неравнодушные, понимавшие важность и необходимость образования для населения России, а главное, состоятельные, имевшие достаток и материальные возможности для поддержания учебных заведений.
Попечительный Совет прогимназии занимался, как это модно сейчас говорить, фандрайзингом, то есть старался привлечь как можно больше людей к оказанию благотворительной помощи своим ученицам. Так, Александра Федоровна Кузнецова, супруга Красноярского купца 1-ой гильдии, крупного золотопромышленника, известного в Сибири мецената Петра Кузнецова, пожертвовала вещи для прогимназии. В том числе, были переданы ценные ювелирные украшения: серьги – 50 рублей, браслет – 38 рублей, серьги с бирюзой – 30 рублей, аметистовая брошка – 12 рублей и другое.[6] Как именно украшения повлияли на качество образования – вопрос, скорее всего, их реализовали с целью получения денег или услуг, но не суть, вклад в развитие просвещения ценен.
В 1885 году капитал Минусинской женской прогимназии, образованный от пожертвований, составлял 11 тысяч рублей. Эти деньги лежали на счету в Минусинском общественном банке под 8% годовых.[7] Эх, нам бы сейчас такие проценты на вклады.
Попечительный Совет Минусинской женской прогимназии также компенсировал релокацию (переезд) своим новым сотрудникам, а это и в современных реалиях может позволить себе далеко не любая компания. В июле 1881 года с письменной просьбой к Попечительному Совету обратился директор училищ Енисейской губернии. В письме он просил рассмотреть возможность оплаты транспортных расходов, проживающей в Томске Аполлинарии Аргуновой, выпускнице курсов Томской Мариинской женской гимназии, имеющей желание работать учительницей русского языка и математики в Минусинской женской прогимназии.[8]
В 1887 году было организовано Минусинское общество попечения о начальном образовании с целью оказания материальной помощи учебным заведениям и способным, но малоимущим ученикам и студентам.[9] Фонд общества состоял не только лишь из пожертвований, но и из членских взносов и доходов от самодеятельности. Кроме этого, у общества был свой собственный книжный склад, а это возможность за минимальную цену обеспечивать училища и учеников канцелярией и учебниками. Беднейшим же ученикам учебники выдавались бесплатно.
Так, основатель Минусинского музея Николай Михайлович Мартьянов и иркутский золотопромышленник, меценат Иннокентий Михайлович Сибиряков передавали учебные пособия для школ Минусинска и округа (только от Н.М.Мартьянова поступило 3567 экземпляров народных изданий), а также учебные гербарии и коллекции минералов.[10]
12 февраля 1889 года состоялось торжественное открытие Воскресной школы для взрослых и малолетних в здании женской прогимназии. Школа была открыта благодаря городскому голове Георгию Павловичу Сафьянову. Обучение в школе было бесплатным.[11] Бумага, учебники, книги поступали от Минусинского общества попечения о начальном образовании.
В конце XIX века местные промышленники стали открывать частные школы, чтобы готовить молодые кадры для своих предприятий. Мариинское училище размещалось при стекольном заводе Гусевых (село Знаменка) и содержалось на средства Марии Александровны Гусевой. К сожалению, после отъезда Гусевой и закрытия стекольного производства училище было ликвидировано.[12]
Александровское училище было открыто при винокуренном заводе (село Знаменка) по инициативе Виктора Александровича Данилова. Кроме того, промышленник оплачивал обучение неимущих учеников в образовательных заведениях Минусинска и Красноярска, ежемесячно выдавал стипендии многим учащимся с момента поступления и до окончания курса, оказывал помощь Минусинскому и Красноярскому обществам попечения о начальном образовании.[13]
По инициативе Герша Мордуфовича Вильнера, в арендованных помещениях на третьем этаже его дома в 1913 году было открыто реальное училище, в котором большое внимание уделялось изучению естественно-математических наук.[14]
В том же году была открыта Минусинская учительская семинария, в которой готовили преподавателей начальной школы. Её опекал торгующий крестьянин, меценат Павел Николаевич Пашенных. Уже в первый год работы семинарии он учредил стипендию на одного из воспитанников размером 200 рублей в год, пожертвовал минералогическую коллекцию горных пород с Урала, передал 267 рублей на возмещение расходов в связи с открытием. Также Павел Николаевич жертвовал суммы другим учебным заведениям города. Так, на приобретение для Минусинского городского училища «волшебного фонаря» (аппарат для проекции изображений) и световых картин к нему было предоставлено 100 рублей.[15]
Но всё же, в Минусинске и в Сибири в целом ситуация была плачевной, далеко не все зажиточные люди были столь щедры и занимались благотворительностью. Не хватало и самих школ, и учителей, и уж тем более учебников и канцелярских принадлежностей. А обычные люди часто не могли себе позволить учебу ввиду высокой стоимости обучения и низких доходов. Поэтому процент грамотности был минимален.
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., процент грамотных по городу Минусинску составлял 29,7%, а по округу он был еще ниже – 11,1%. Данный показатель был низок и по Российской империи в целом – 21%, и по Енисейской губернии, в частности – 13,6%.[16]
Одним меценатством и благотворительностью, без участия государства, кардинально ситуацию поменять все равно бы не получилось, и, тем не менее, вклад меценатов в систему просвещения оказал большое значение на ее становление и развитие.
В указанный период образовательным учреждениям Минусинска активно помогали минусинские купцы П.Ф. Белов, И.Г. Гусев, М.А. Гусева, Г.П. Сафьянов, Г.М. Вильнер, фабриканты Даниловы, торгующий крестьянин П.Н. Пашенных, основатель публичного музея Н.М. Мартьянов, владелец первой частной аптеки А.В. Малинин с супругой Е.К. Малининой. Также значительные суммы пожертвовали иркутский купец И.М. Сибиряков и супруга красноярского купца П.И. Кузнецова А.Ф. Кузнецова.
Александра Дубровская
[1] Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей (вторая половина XIX — начало XX вв.). Красноярск, 1995. С. 8.
[2] МКУ «АГМ». Ф. 44. Оп. 1. Д. 1. Л. 7.
[3] Как учились в Минусинске в кон. XIX – нач. ХХ вв. (по материалам научной библиотеки музея им. Н.М. Мартьянова) / сост. Е.Ю. Сидорина. URL: https://музей-мартьянова.рф/files/90.pdf (дата обращения: 18.01.2022).
[4] Чупилко Ю.А. Народное образование в минусинском уезде енисейской губернии в XIX – начале XX вв. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnoe-obrazovanie-v-minusinskom-uezde-eniseyskoy-gubernii-v-xix-nachale-xx-vv (дата обращения: 19.01.2022).
[5] МКУ «АГМ». Ф. 81. Оп. 1. Д. 1926. Л. 1.
[6] МКУ «АГМ». Ф. 13. Оп. 1. Д. 1. Лл. 65,95.
[7] МКУ «АГМ». Ф. 13. Оп. 1. Д. 31. Л. 77.
[8] МКУ «АГМ». Ф. 13. Оп. 1. Д. 1. Л. 52.
[9] Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей (вторая половина XIX — начало XX вв.). С. 15.
[10] Как учились в Минусинске в кон. XIX – нач. ХХ вв. (по материалам научной библиотеки музея им. Н.М. Мартьянова) / сост. Е.Ю. Сидорина. URL: https://музей-мартьянова.рф/files/90.pdf (дата обращения: 18.01.2022)
[11] Как учились в Минусинске в кон. XIX – нач. ХХ вв. (по материалам научной библиотеки музея им. Н.М. Мартьянова) / сост. Е.Ю. Сидорина. URL: https://музей-мартьянова.рф/files/90.pdf (дата обращения: 18.01.2022).
[12] Чупилко Ю.А. Народное образование в минусинском уезде енисейской губернии в XIX – начале XX вв. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnoe-obrazovanie-v-minusinskom-uezde-eniseyskoy-gubernii-v-xix-nachale-xx-vv (дата обращения: 19.01.2022).
[13] Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей (вторая половина XIX — начало XX вв.). С. 28.
[14] Г.М. Вильнер. Как сибирский крестьянин стал купцом первой гильдии. Автобиографические воспоминания / под ред. В.Г. Чернышёвой. Минусинск, 2021. С. 116.
[15] МКУ «АГМ» Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 2. Лл. 3, 51, 60.
[16] Рассчитано по: Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Енисейская губерния / под ред. Н.А. Троицкого. СПб., 1904. С. 74–97.; Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по полу, возрасту и грамотности. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_age_97.php?reg=0 (дата обращения: 21.01.2022).