“Не бойтесь расстраиваться по пустякам”: разбираемся в тонкостях психологии с Анжеликой Гребневой
“Ракурс на персону” – еще один проект сайта “Ракурс360”, старт которому мы даём сегодня, 26 февраля. В еженедельной рубрике будем общаться с людьми разных профессий, живущих в разных городах. Все они – эксперты в своих областях, а значит могут поделиться ценными знаниями с нашими читателями.
Сегодняшний гость редакции – Анжелика Гребнева, практикующий клинический психолог, арт-гештальт терапевт, ведущий свою частную практику в Красноярске.
“Моя задача – содействовать людям в понимании себя”, – делится Анжелика Гребнева.
В интервью информационному порталу она рассказала, с какими проблемами чаще всего обращаются к психологам люди и как избежать лишних стрессов.
– Анжелика, как вы пришли к практике клинического психолога?
– Мне всегда были интересны люди. Эмоции, отношения – это то, с чем мы встречаемся ежедневно, чем пропитана наша жизнь. В отношениях мы познаём не только других, но и себя. Я себе интересна и мне интересны другие люди, находящиеся рядом. Психология – это определенный инструмент и способ познания себя и других.
– Расскажите о принципах вашей работы, чем вы руководствуетесь?
– В работе психолога множество принципов и все важны. Это беспристрастность, конфиденциальность, безоценочное отношение к клиенту, принятие и прочее. Все важно в процессе взаимодействия. Это позволяет сделать отношения психолога и клиента безопасными, доверительными, открытыми, только после этого возможна работа с внутренними переживаниями. Это тонкая зона, куда очень не просто кого-либо впускать, даже профессионала.
Больше принято делиться внешними вещами, рассказывать о событиях, фактах.
Для меня, один из значимых принципов – это профессиональная компетентность. Психолог должен браться за решение тех вопросов, в которых разбирается и имеет профессиональную подготовку.
– Много ли вы ведете клиентов? Сейчас большой спрос на услуги психолога или люди сами привыкли справляться со своими проблемами?
– Не много, но я не уверена, что смогла бы вместить больше посетителей в свое расписание.
Если судить в целом, не могу сказать, что спрос у нас в крае на услуги психолога большой, по сравнению с другими регионами или странами.
Люди обращаются с различными ситуациями. Чаще, конечно, когда уже сложно мириться с какими-либо переживаниями: это длительно присутствующие переживания или отмечаются внешние (незначительные, но заметные) перемены в поведении, настроении, в отношениях с друзьями, коллегами. Если произошли явные, резкие изменения, то это уже не в компетенции психолога. Психолог работает со здоровыми людьми (без психической патологии), испытывающими трудности в определенной жизненной ситуации или отношениях.
Не знаю, справляются ли люди сами, знаю, что это не всегда возможно сделать самому. Часто люди вырабатывают способ жить с проблемой, адаптируются к изменившимся жизненным условиям. К примеру, человек, переживший предательство близкого, может зафиксировать это травмирующее переживание и, впредь, научиться избегать тесных контактов с другими людьми, не доверять, не вступать в близкие отношения. Такой способ оградит от возможности повторения подобных болезненных переживаний, решит проблему. Но, одновременно, лишит удовлетворения базовой потребности в близости. Это избегание, в дальнейшем, может помешать найти новых друзей, завести семью, выстроить отношения с коллегами по работе. Человек станет замкнутым и закрытым, недоверчивым. Быть в отношениях с людьми – это здоровая потребность человека, которая в данном случае, будет нарушена.
– Что вы считаете главным в своей работе? Видите ли вы ее результаты сразу или должно пройти время?
– В работе важно всё, что происходит от начала и до конца встречи, если говорить о процессе терапии.
Результат работы во многом зависит от запроса. Если нужно разобраться в рамках конкретного узкого вопроса или ситуации, то достаточно одной-двух встреч и уже может быть результат. Работа с глубинными переживаниями длится дольше, соответственно, и результат видно через время. Даже после терапии с клиентом могут происходить изменения, которые начались в процессе или являются следствием. Длительность процесса, как и результат, в большей мере зависит от самого клиента, насколько быстро он готов принимать свои переживания, осознавать, что-то менять.
– Чаще ваши клиенты – это одинокие женщины, семейные пары или встречаются и мужчины?
– Ко мне чаще приходят женщины, бывают и мужчины. С семейными парами, на данный момент, я не работаю.
– Вы придерживаетесь принципа конфиденциальности и неразглашения в своей деятельности, но если не вдаваться в подробности – какие самые распространенные проблемы, с которыми к вам приходят люди?
– Сложный вопрос. Всё очень индивидуально. Так или иначе, все касается отношений между людьми.
– Какими авторами вдохновляетесь в своей практике, что читаете?
– Разные книги, и профессиональные, и художественные. Это множество авторов, их невозможно сравнивать. Если говорить о книгах, написанных простым и приятным языком, доступным любому читателю, то о психологической практике – И. Ялом, Д. Бьюдженталь, о детско-родительских отношениях прекрасны книги Ю.Б. Гиппенрейтер. Эти книги написаны приятным и доступным языком и могут быть полезны любому читателю.
– Есть ли советы, которые вы моги бы дать нашим читателям, чтобы сохранять свое психологическое состояние в норме, не расстраиваться по пустякам?
– Да, не бойтесь расстраиваться по пустякам. Если расстраиваетесь – значит эти переживания важны для вас. Возможно, вы устали и просто не осталось сил проявлять терпение, не замечать чего-то. На самом деле мы “не расстраиваемся по пустякам”, просто понятие “пустяк” очень относительно.
Беседовала Полина Козлова