Какие нарушения чаще всего допускаются при взыскании долгов
Анастасия Мурашкина, занимающая должность директора департамента ФССП, рассказала о проведенных в 2024 году надзорных мероприятиях, позволивших выявить более 50 000 нарушений, допущенных при взыскании долгов более чем 30 микрофинансовыми организациями, банками и коллекторскими агентствами.
По словам Мурашкиной, результаты проверки оказались шокирующими: она не предполагала, что будет обнаружено столько нарушений. Сотрудники ФССП отреагировали на каждое из них.
Авторы экспертных статей на сайте 1Мбанк.ру отмечают, что некоторые коллекторы и кредитно-финансовые организации намеренно скрывают или уничтожают информацию о своих действиях, что затрудняет выявление нарушений.
Согласно статистике, чаще всего кредиторы допускали следующие виды нарушений:
- звонки должникам с личных номеров;
- несоблюдение требований по частоте контактов;
- психологическое давление;
- разглашение третьим лицам персональных данных должника.
Также было установлено, что банки чаще, чем коллекторские агентства и МФО, не соблюдают требование о записи телефонных разговоров.
Согласно законодательству, кредиторы не вправе:
- взаимодействовать с родственниками и знакомыми должника, если он не предоставил соответствующего согласия;
- заниматься шантажом, хамить, угрожать и оказывать иные виды психологического давления;
- лично встречаться с должником более 1 раза в неделю;
- звонить чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;
- повреждать имущество должника.
Случаи, когда коллекторы пишут оскорбления на входной двери должника или поджигают его авто, считаются мифами, но в реальности такие нарушения могут быть зафиксированы — в основном, если речь идет о нелегальных организациях.
Мурашкина заявила, что россияне стали реже жаловаться на действия кредиторов, связанных со взысканием: если в 2022 году от граждан поступило около 40 000 обращений на эту тему, то в 2024 году — всего 30 000. Она выразила надежду, что это свидетельствует о том, что банки, МФО и коллекторские агентства начали работать более добросовестно.
Тем не менее Мурашкина отметила, что доля жалоб на действия банков стабильно находится на уровне 30% на протяжении уже 5 лет.