Теневой рынок в России впечатляет своими масштабами
Масштабы теневого рынка в России недетские!
К наиболее проблемным отраслям относятся пищевая, легкая, авиационная, автомобильная, фармацевтическая промышленность.
Незаконный оборот продуктов питания оценивается в 1,3-1,6 трлн рублей, в то время как легальный оборот розничной торговли в 8,9 трлн, в легкой промышленности в «тени» находится почти треть рынка. В фармацевтической промышленности чаще всего фальсифицируют недорогие и широко известные лекарства – обезболивающие, противовирусные препараты, антибиотики.
В итоге из-за действий недобросовестных производителей, контрабандистов и мошенников бюджет Российской Федерации теряет сотни миллиардов.Так как единой базы статистики оборота контрафактной продукции на территории России до сих пор не создано, для получения данных требуется обработка большого количества источников.
В декабре на семинаре Федеральной таможенной службы (ФТС) были обнародваны статистические данные по импорту контрафакта.
В прошлом году сотрудниками таможенных органов было обнаружено 14,2 млн. единиц контрафактной продукции. Эти цифры превышают показатели предыдущих лет пактически наполовину.
ФТС в ходе своих проверок в первые девять месяцев прошлого года предотвратила потенциальный ущерб правообладателям на сумму 3,5 млрд. руб., или $52 млн.
В России наибольший ущерб от контрафактной продукции традиционно получает легкая промышленность. Незаконно произведенный и незаконно ввезенный товар на территорию РФ составляет 35% от розничного рынка легпрома, что составляет 910 млрд руб. в год. 40% товара попадают на российский рынок с нарушением таможенного законодательства. В основном это товары из Китая, Польши, Бангладеша, Турции.
После образования Таможенного союза резко увеличился импорт швейных изделий из Казахстана, хотя там нет развитой легкой промышленности.
Теневой импорт обуви (контрабанда и контрафакт) составляет около 20%. В секторе детской обуви доля незаконной импортной обуви, реализуемой на российском обувном рынке, значительно выше и составляет 65% от объема потребления. На рынке изделий из натурального меха и натуральной кожи фактически уплаченные таможенные платежи составили только 16% от подлежащих уплате.
Рынок контрафактного алкоголя оценивается в разных источниках по-разному, то есть в близких к власти – порядка 30%, а в независимых – до 60%. Маржинальность этого товара высока, велик соблазн подделки этих напитков.
Уже шесть регионов РФ отметились на «карте смерти» от суррогатного алкоголя, что вызвало обеспокоенность на уровне и общественности, и государственных властей. Один из последних парламентских часов Совета Федерации за этот год был посвящен регулированию рынка алкогольных напитков.
С момента введения Россией в 2014 году продовольственных санкций увеличился поток контрафактной продукции по «серым» схемам и количество реэкспорта, который поступает из Европы в Россию через Украину, Белоруссию, Казахстан. Специалисты прогнозировали, что объем реэкспорта составит 20 млрд долларов.
В связи с запретом на ввоз ряда продуктов из Турции с 1 января 2016 года эксперты считают возможным увеличение контрафакта на период налаживания новых схем поставок. Рассматривают возможные пути предотвращения реэкспорта, в том числе из Беларуси, через которую в Россию въехали и были задержаны свыше 400 машин с продукцией неизвестного происхождения.
Помимо легкой промышленности, серьезные проблемы от контрафакта испытывают и другие отрасли промышленности. Ущерб российским производителям от контрафактных автокомпонентов только в сегменте легковых автомобилей ежегодно составляет 25-40% — суммарно от 5 до 8 млрд. рублей. Торговля контрафактными автокомпонентами превратилась в высокодоходный криминальный бизнес.
В сфере сельхозмашиностроения по оценкам экспертов объем контрафактных запчастей составляет 30%. В прошлом году на территорию России было ввезено контрафактной сельхозтехники на 2 млрд. рублей. Для авиационной промышленности основной проблемой является использование «неаутентичных» компонентов воздушного судна. При проверках компонентов воздушных судов выявялется от 2 до 15% компонентов, относящихся к категории «неаутентичных».
Экономика России продолжает нести ощутимые потери из-за контрафактной продукции. Усилия компетентных государственных органов на данный момент лишь компенсируют определенную часть общего, колоссального ущерба национальному хозяйству Российской Федерации.
Однако, нельзя заявить, что тяжелая ситуация с контрафактом в России не имеет перспектив для разрешения. На федеральном и региональном уровнях начала работу Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Внедрение новых инициатив, таких как идентификация товаров с помощью специальных чипов, идет полным ходом. Также можно ожидать, что с появлением Евразийского союза в этом году темп
совместной борьбы государств-участников с контрафактной продукцией будет усиливаться с каждым годом.
Хрипкова Л.Н., Коляко Д.А.
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь